Основная функция психолога в детском саду:
сопровождение психического развития детей,
отслеживание детей с проблемами в развитии и своевременная ранняя помощь детям и родителям.
Практика показывает, что непонимание родителями роли психолога в детском саду
приводит к избеганию и отказу от встреч с ним.
Хочется сразу разъяснить ситуацию:
психолог и психиатр, (с которым часто нас сравнивают) имеют существенные различия в роде деятельности.
Психиатр - врач, занимающийся отклонениями(нарушениями) в психической сфере человека.
Он может поставить диагноз, назначить, при необходимости, медикаментозное лечение, дать направление в специализированный сад.
Психолог (детский) - педагог, занимающийся с детьми, не имеющими отклонений в психической сфере.
Он не ставит диагноз, а может сделать условно-вариативный прогноз на будущее.
При необходимости может предложить пройти консультацию у других специалистов: психиатра, невролога, логопеда.
Основным методом работы психолога является -наблюдение за развитием ребенка на всех возрастных этапах,
отслеживание динамики развития познавательной, эмоционально-волевой, личностной сфер ребенка.
При необходимости, психолог проводит индивидуальные или подгрупповые занятия с детьми, имеющими развивающую направленность.
Все занятия проходят в игровом ключе, часто в работе используются сказки, подвижные игры,
психогимнастические этюды, элементы арт-терапии (творческая деятельность).
Дети обычно с большой охотой посещают такие занятия.
К сожалению, решить психологические проблемы детей только в условиях детского сада, на занятиях с психологом, является недостаточным.
Без взаимодействия с родителями ребенка такая работа будет носить поверхностный характер, и та положительная динамика,
которая появится в развитии ребенка, очень скоро сойдет на нет.
Поэтому, в первую очередь, желание родителей взаимодействовать с психологом, помочь ребенку преодолеть проблемные моменты,
является важнейшим фактором на пути перемен к лучшему.
Только совместная плодотворная работа даст благополучный результат.
Как известно, лучше не дожидаться проблемы, а сделать все, чтобы ее избежать.
Поэтому взаимодействие с психологом лучше начинать с самого раннего возраста.
Начиная с ясельного возраста каждый ребенок попадает под пристальное внимание педагога-психолога,
который сопровождает процесс адаптации ребенка к детскому саду.
Находясь в группе, психолог выделяет детей со сложной адаптацией, наблюдает за особенностями его нервно-психического развития,
всячески поддерживает его, проводит развивающие и психопрофилактические занятия с группой детей, обычно в виде подвижных игр,
пальчиковой гимнастики, логоритмической гимнастики.
Родителям, оформляющим ребенка в детский сад, мы рекомендуем пройти индивидуальную консультацию с психологом,
чтобы получить максимально полную информацию об особенностях ребенка, познакомить родителей с особенностями распорядка в детском саду.
Беседа, наблюдение, анкетирование - методы, которые помогут психологу на консультации лучше понять и спрогнозировать варианты развития ребенка,
подобрать оптимальные условия для раскрытия его интеллектуальных и личностных особенностей.
Родителям будет полезно научиться смотреть со стороны на своего ребенка и подобрать оптимальную стратегию его воспитания, опирающуюся на безусловную любовь и доверие.
Яшенина И.В.